Педагог-психолог советует
Не кнут, а пряник
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Гос. поддержки для многодетных семей
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Роль семьи в воспитании
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Профилактика вредных привычек
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Воспитание без насилия
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Права и обязанности родителей
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Особенности воспитания в многодетной семье
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Особенности развития детей 2 года жизни
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Ребенок левша
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Как предотвратить и пережить истерики при расставании с мамой?
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Тревожные дети
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Поощрение или наказание
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Наш метод воспитания-любовь, беседа, понимание!
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Психологическая готовность детей к школе
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
«Счастье - это когда тебя понимают»
Подготовила: педагог-психолог Русанова Л.А.
Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности
Агресивные дети.pdf
Медлительные дети.pdf
Сюжетно-ролевая игра как форма познавательной деятельности детей средней группы
Как заметил выдающийся советский педагог-новатор Сухомлинский В. А., игра – это чрезвычайно важная деятельность во всестороннем развитии ребёнка. Именно благодаря ей дети получают первичные социально-коммуникативные навыки взаимодействия с окружающими их людьми. В этой связи стоит подчеркнуть, что именно от совокупной деятельности педагогов и родителей зависит эффективность усвоения этих способностей у детей дошкольного возраста. Совместный труд позволяет не только эффективно проводить сюжетно-ролевые игры, но и закреплять полученные знания и навыки. Тем самым это помогает ребёнку быстрее и успешнее пройти процесс социализации в современном обществе.
Для детей 4-5 лет игра является не просто досугом, но и главным видом деятельности. В процессе которой в ребёнке закладываются основы его характера, творческие, познавательные, социально-коммуникативные и иные навыки. Именно поэтому так важно в этом возрасте уделять особое внимание ребёнку, чутко следить за его всестороннем развитием и при необходимости своевременно корректировать нежелательные отклонения. То есть основная задача педагога и родителей заключается в том, чтобы совместными усилиями ненавязчиво направлять ребёнка в положительном направлении. В этом возрасте у ребёнка особенно проявляется интерес к подражанию деятельности взрослых, поэтому чрезвычайно необходимо подавать достойный пример своим детям, вредные привычки и прочие негативные последствия современных реалий необходимо срыть от ведома детей.
Ребёнок должен развиваться в доброй, тёплой и полностью положительной атмосфере. В этом случае, дети, взрослея, будут стремиться к созданию подобной жизни, отметая все негативные тенденции 21 века. Нельзя забывать о том, что в 4-5 лет дети как никогда любознательны, им интересно абсолютно всё. Задача педагога и родителей в том, чтобы поддерживать и преувеличивать этот интерес и ни в коем случае не подавлять его. Очевидна взаимосвязь – ребёнку необходимо знать всё, а родители и педагоги всячески стремятся к всестороннему развитию детей. Эти задачи можно и нужно соединить через проведение и закрепление итогов сюжетно-ролевых игр.
В процессе которых, ребёнок постепенно начинает воспринимать себя как личность, учитывать интересы окружающих его людей, осознавать себя как неотъемлемую часть социума. В некоторой степени можно сказать так, в игре дети впервые в своей жизни начинают управлять собственными интеллектуальными и физическими силами. Также со временем формируется и чувство ответственности за свою деятельность, совершённые поступки и их последствия. Ребёнок начинает осознанно избирать ту или иную роль в игре, применяя её затем и в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои знания, развить себя как личность и приобрести первый опыт разнообразного взаимодействия с окружающими его людьми, как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Совместный труд воспитателей и родителей закрепляет положительные основы для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.
Детские страхи. Взрослый подход
Детские страхи — такие нелогичные и странные. Мы можем относиться к этому как угодно, но факт остается фактом: для ребенка это очень важный момент, и подходить к страхам лучше по-взрослому. В вашем доме есть маленький трусишка, который засыпает только при включенном свете, не желает оставаться один в комнате и видит в страшных снах Бабу-ягу или Бармалея? Такие проблемы встречаются у многих малышей, и это нормальная реакция детского организма на новую информацию и переживания. Детские страхи обычно проходят сами, но иногда они долго не желают покидать своего хозяина.
Страх — это защитная реакция на реальную или вымышленную угрозу. В природе страх помогает выживать, избегать опасности. Но у малыша пока свой, немного сказочный мир, в котором неодушевленные предметы могут оживать, Дед Мороз существует, а Баба-яга — вполне реальный персонаж, готовый в любую минуту вынырнуть из-под детской кроватки, стоит маме выключить свет. Поэтому маленькие дети видят опасность там, где ее на самом деле нет.
Существует основная триада страхов: боязнь одиночества, замкнутого пространства и темноты. Причины для детских страхов разные: ссоры между родителями, страх перед папой или мамой (страх наказания), эмоциональная холодность и отчужденность родителей, ощущение собственной беспомощности и незащищенности. Для некоторых явлений ребенок еще не может подобрать точных определений, поэтому реальные страхи проецируются на сказочных персонажей. Это происходит неосознанно: гораздо легче бояться Бабы-яги, чем признаться себе, что больше всего на свете пугает мамино невнимание или папина строгость. И вот малыш, который только что настаивал на своей самостоятельности и требовал равноправия, уже чувствует себя уязвимым, оказавшись в темной комнате наедине со своими страхами. Он лежит в кроватке и боится, что в любой момент из-под шкафа появится страшное чудовище, а он не сможет себя защитить. В такой ситуации важна ваша поддержка, чтобы ребенок чувствовал уверенность и знал: если что-то случится, мама и папа придут на помощь. Да и сам он справится.
Создайте теплые доверительные отношения, чтобы ребенок мог поделиться своими страхами, зная, что вы не станете его высмеивать или считать слабым. Не пытайтесь излишне опекать трусишку: если он не научится решать свои проблемы, то не сможет почувствовать силу, не будет способен защитить себя. Дети, которым разрешают все без ограничений, тоже не ощущают себя в безопасности, замечая нерешительность родителей и отсутствие «надежной опоры».
Ключевой фигурой в формировании у детей чувства защищенности является папа. Важно, чтобы он проявлял свою заинтересованность, свои чувства. Справляться со страхами помогает и дружба со сверстниками. Дети общаются, делятся мыслями, секретами и маленькими хитростями. Это поможет ребенку получить навыки защиты, он научится быть гибким и переживать неудачи. Поэтому лучше сходить с тревожным ребенком на детскую площадку и познакомить его со сверстниками. Можно также воспользоваться препаратом «Тенотен детский», который бережно успокоит нервную систему малыша и позволит ему справиться со страхами. Когда маленький человек чего-либо боится, тратится огромное количество психической энергии. Это истощает, вызывая перенапряжение, нарушает сон, аппетит и познавательную деятельность: малыш становится невнимательным и с трудом усваивает новую информацию. Его психика работает на пределе, а страх может захватывать все большее и большее пространство в сознании. Так что же делать с маленьким трусишкой? Разговаривать! Обо всем: что произошло за день, что его волнует, а что радует. Можно попросить малыша порисовать, пусть изобразит то, что его так пугает. Или попросить сочинить сказку о своем страхе. В сложных ситуациях рекомендуется обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться в истинных причинах страха и найти выход.
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога. Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении.
Психолог советует родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома. Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях.
Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач. Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАПРЕТЫ?
Запрещать – занятие не из приятных. Но ребёнку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи с той целью, чтобы со временем он научился запрещать их себе сам.
Возможно, на первый взгляд кажется, что запреты и ограничивают нашу свободу. Однако, если мы в чём-то всё же свободны, то лишь благодаря тому, что мы знаем те правила, по которым можно жить в этом мире. Мы бы понятия не имели о том, что такое «тепло», если бы не знали, что такое «горячо» или «холодно». Мы бы не представляли, что такое «приятно» или «хорошо», если бы нам не было известно, что такое «больно» и «плохо». Познать что-то мы можем лишь в сравнении. Через «нельзя» мы получаем представление о том, что можно. Твёрдо усвоив, что такое «нельзя», мы можем быть спокойны, совершая любые поступки. Вот почему многие «табу», которые мы ставим перед ребёнком, служат ему своеобразной страховкой. И, опираясь на запреты, он может безбоязненно двигаться вперёд, зная, что всё делает верно.
Что-то запрещая, а что-то разрешая, мы выстраиваем для ребёнка картину мира. И мы должны не просто выдвигать те или иные запреты как ультиматумы, а пояснять их доступным ребёнку языком. А ему будет гораздо проще доверять нам, если он чувствует, что мы уверены в своих словах и в себе. Чётко давая понять ребёнку, что нам известны все «да» и «нет», мы передаём ему чувство уверенности в том, что и он станет таким же, как мы – умным и самостоятельным.
Дети воспринимают слова более буквально, чем взрослые. Он обжигался пять раз, прежде чем поверил, что обогреватель и правда лучше не трогать. Он набил десять шишек и только тогда запомнил, как нужно слезать с дивана: не головой, а ногами вниз. Маленький ребёнок вполне может решить, что если он не захочет вечером отправляться в кровать, то ночь и не наступит. Детские капризы, с помощью которых ребёнок пытается манипулировать нами, - это не желание сломать запрет, а всего лишь стремление проверить его на прочность. И всем будет лучше, если запрет выдержит!
Иногда родителям кажется, что ребёнок просто «выходит на тропу войны», намеренно делая то, что, он знает, делать нельзя. Здесь нужно быть внимательными к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьёзны и уверены в принятом решении.
Как вы думаете, легко ребёнку ежеминутно помнить о том, что «можно» и что «нельзя»?.. Постарайтесь максимально облегчить ему эту работу. Имейте в виду: дети крайне чувствительны к нашим интонациям и мимике, и даже самые маленькие из них зачастую оказываются гораздо проницательнее нас, взрослых.
Поэтому помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, а тем более произноситься с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Зайка моя, спички – не игрушка, правда ведь?» или «Сделай одолжение, не надо…» или «Ты что, мне назло это делаешь?» и т.п.
Запрет не должен противоречить другим запретам. Следите за тем, чтобы не подталкивать ребёнка к нарушению запрета в суете или по недоразумению. Например, вы не разрешаете ему прикасаться к своему мобильному телефону, а потом, когда он расплачется в людном месте, успокаиваете его именно тем, что суёте ему телефон, приговаривая: «ну-ка давай посмотрим, какие у нас тут игрушки…» Когда же вы вновь одёрнете его, он растеряется и не будет знать, как вам после этого доверять.
И, конечно, запрет не должен противоречить здравому смыслу. Никогда не говорите что-либо вроде: «Нельзя кричать» или «Никогда не прикасайся к моим вещам» или «Оставь меня в покое». Соблюдать такие правила невозможно, а требовать их соблюдения – глупо. Помните, что вы в ответе за каждый запрет, соблюдения которого вы требуете, и чем запретов больше и чем они глупее, тем меньшей силой он обладают.
Воспитание дружеских отношений в игре
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»
Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче.